Главная » Отношения » Как ребенок в утробе реагирует на прикосновения. Тайна маленькой вселенной. Что чувствует ребенок в утробе матери, когда она плачет. Шевеления указывают на хорошее состояние здоровья и развитие вашего ребенка

Как ребенок в утробе реагирует на прикосновения. Тайна маленькой вселенной. Что чувствует ребенок в утробе матери, когда она плачет. Шевеления указывают на хорошее состояние здоровья и развитие вашего ребенка

Сегодня я сначала хочу поговорить об особенностях новорожденного ребенка, о том, что ему полезно и вредно, что можно вынести из научных исследований и из опыта, доставшегося нам от старинных обычаев, традиций.

Что чувствует новорожденный малыш? Как он воспринимает мир?
Представим себе роды с точки зрения ребенка. Всю свою жизнь он находился в безопасном убежище, почти в темноте, звуки доносились до него приглушенно, но ярко слышны были успокаивающий равномерный стук маминого сердца, тихие шорохи организма - шум крови в сосудах, урчание в животе и тому подобное. Поэтому когда мама прижимает ребенка к сердцу, н слышит знакомые звуки и успокаивается. Недаром все женщины инстинктивно предпочитают держать ребенка на левой руке, головой к сердцу. Ребенок слышал приглушенно голоса матери, отца, других близких, поэтому эти же голоса и после рождения будут ему привычны.
Внутри матки ребенок находился в почти невесомом состоянии - он плавал во внутриутробной жидкости. При ходьбе матери он ощущал покачивания в определенном ритме, привык к ним.

Ему было все время тепло, его окружали мягкие нежные оболочки, не сравнимые с тканью, в которую после рождения мы завернули или одели малыша.

И вдруг все меняется.
Начались схватки - вдруг его сдавливает со всех сторон, потом отпускает, и снова сдавливает, опять отпускает. Периодически становится меньше кислорода. Он пугается.
Потом - потуги - малыша не просто давит - его выпихивают с огромной силой, его головка протискивается через твердое костяное кольцо - таз матери - с такой силой, что слегка деформируется. Ребенок в панике, у него учащается сердцебиение, происходит выброс гормонов, это шок для него. В то же время он получает и поддержку от матери, поток эндорфинов - гормонов, выделяемых при схватках, которые воздействуют на опиоидные рецепторы в мозгу и помогают пережить родовой стресс, боль и страх. В это время с ребенком происходит так называемый
И четвертая стадия - ребенок родился. Он совершенно в новом мире. Он испытывает массу потрясений, удар по всем органам чувств. Скачок температуры - с привычных ему 37 градусов Цельсия, до 20-25. Гравитационный удар - он раньше был в воде, которая заметно облегчала массу тела, почти в невесомости, и вдруг почувствовал свой вес.
Его нежная кожа касается и ощущает шероховатую ткань, в которую его завернули, руки, которые его держат. Эти ощущения пришли на смену нежным касаниям плодных оболочек - таких же слизистых, как те, что покрывают например, наш рот изнутри, нежному касанию теплых околоплодных вод. Если внутри матки малыш был как-бы нежно спеленут - он мог шевелиться, но ограничено, он не мог делать размашистых движений, то теперь его ручки и ножки ничто не связывает и он получает множество новых мышечных ощущений от новых движений.
Малыш теперь дышит сам - сперва он делает вдох - и раскрываются до этого сжатые легкие, это ощущение сродни ожогу, считается, что кричит ребенок именно от этих ощущений.
Он слышит много новых звуков - очень резких с непривычки. Если только специально не позаботились о том, чтобы вокруг малыша звучало все приглушенно, тихо. И он не слышит - в первый раз за свою жизнь - успокаивающих звуков маминого организма - стука сердца, ритма дыхания.
Он впервые видит яркий свет - а после жизни внутри любой свет ему кажется ярким, а особенно - если это яркий свет в медицинском кабинете.
Ясно теперь, что малышу приходится очень нелегко, ведь после стресса родов он попал в такие новые и некомфортные по сравнению с прежними, условия. Поэтому детки родившись, сразу обессилено засыпают на несколько часов, иногда даже на сутки.
И конечно нам хочется смягчить для него этот переход. Сейчас существуют «комфортные по отношению к ребенку» родильные залы, можно договориться с врачом об этом. В палате приглушенный свет, говорят тихо, без нужды ребенка не тормошат. Это же происходит и при домашних родах. И, конечно, он сразу попадает в самое для него важное и спокойное место - к маме на грудь. Контакт кожа к коже - малыша голеньким кладут маме на живот, - наиболее похож на то, что он чувствовал внутри. Он чувствует и тепло матери, слышит ее сердце, ее запах, и это успокаивает его. Если ребенок рожден в воду, то переход делается еще более плавным, такие дети часто не засыпают в первые часы жизни, а внимательно осматриваются.
Не менее важен этот первый контакт и для мамы - от первого касания, от контакта кожа к коже организм получает сигнал - роды прошли успешно, выделяется окситоцин - матка сокращается и сильно уменьшается риск послеродовых кровотечений. Быстрее отделяется плацента. Запускается лактация . Весь организм матери настраивается на ребенка.
Исследования показали, что даже если женщина планировала отказаться от ребенка, то если она рожала естественно, кормила малыша сразу после родов, то чаще возникает привязанность и она оставляет ребенка и растит его.
Реже случается послеродовая депрессия, лучше налаживается лактация.

То же самое происходит и с папой. Известно, что если вскоре после родов отец берет малыша на руки и провидит с ним некоторое время, то такой папа потом чувствует себя с ребенком уверенно, ощущает его истинно своим.

Этот контакт настолько важен, что сейчас уже официально признан во многих клиниках. Замечено, и подтверждено исследованиями, что недоношенные детки, которых много держат на руках, намного лучше развиваются, у них быстрее растет вес, они лучше налаживают дыхание - подстраивают его под ритм дыхания взрослого, который их носит на ручках. Этот метод выхаживания недоношенных получил название «метод кенгуру». Младенца, часто голенького, привязывают к маме на грудь, сверху укрывают теплым платком, чтобы он не терял тепло. Дети чаще и лучше сосут, лучше усваивают молоко, Такие дети намного быстрее входят в норму, чем те, что лежат в обогреваемых кювезах.

Из сказанного понятно, что самое главное для малыша в первые часы, дни - контакт с мамой , а яркие игрушки, особенно музыкальные, громко звенящие - еще неуместны.

Многим деткам приятно бывает оказаться легко спеленутым - не свитым «полешком» по руками и ногам, а мягко завернуть в теплую ткань. Лучше всего для этого подходит вязаный платок - он тонкий, легкий, но теплый. Малыша можно завернуть в один или несколько слоев, и этот мягкий кокон не стягивает ручки и ножки, не выпрямляет их, как старались сделать раньше, опасаясь, что если не выпрямлять ручки и ножки ребенка, то они будут кривыми. На самом деле, физиологичная поза - именно с согнутыми ручками и ножками, так ребенок чувствует себя спокойно и привычно - опять же, так он жил внутри мамы большую, пока что, часть жизни. В то же время, ребенок еще не умеет осознанно управлять ручками, часто невольно ударяет себя по лицу, может от этого напугаться, будит сам себя, поэтому мягкое пеленание не дает полной свободы, но, в то же время, и не связывает, а создает уютное защищенное пространство.

Успокаивает ребенка и ношеная одежда мамы или папы, которую можно положить к нему в колыбель. Мамин запах успокаивает, утешает, даже когда ее нет рядом.
Мой сын, например, спать любит в папиной футболке, отвергая все красивые пижамы, причем он, когда достает себе футболку, то не хочет брать из шкафа чистую, он ее нюхает и говорит, что чистая майка не пахнет папой.
Поскольку ребенок в последний месяц внутриутробной жизни находился вниз головой, упершись головкой в тазовые кости, то ощущение, когда головка упирается во что-то, многим детям тоже нравится. Бывает, что дети намного лучше засыпают, если им положить около головы валик из одеяла.

Хочу еще остановиться на совместном сне.
Сон человека не всегда одинаков. Мы все видели, что иногда человек спит спокойно, иногда - ворочается, стонет, разговаривает, двигает глазными яблоками под веками, меняется ритм и глубина дыхания. Это - различные фазы сна. В общем, можно сказать что существует фаза быстрого сна и фаза медленного сна. В «медленной фазе» происходит полное расслабление, в «быстрой» - наблюдается повышенная активность мозга. Если лишить человека одной из фаз. Например частыми пробуждениями, то даже при большой длительности сна отдыха и восстановления не происходит.
У малыша цикл сна - примерно 40 минут. После этого времени ребенок может начать ворочаться, кряхтеть, хныкать. Но он еще не выспался, он просто вошел в фазу «быстрого сна». Если его чуть-чуть покачать, погладить, побаюкать - он уснет снова крепко. А если взять на руки, начать переодевать, кормить - то он проснется, но будет не выспавшимся, в плохом настроении, снова скоро заснет, может плохо поесть.
Если ребенок спит с мамой рядом, то в течение нескольких дней фазы сна у них синхронизируются, и проснуться маме в то время, когда она нужна малышу - легче. Кроме того, очень скоро мама приспосабливается кормить ребенка, почти не просыпаясь. Таким образом, мама высыпается.
Ночные кормления очень важны и для спокойствия ребенка, и для хорошей лактации - известно, что пролактин - гормон, отвечающий за выделение молока - больше всего вырабатывается гипофизом именно ночью, во время кормлений от 2 до 8 часов утра. Причем лучше он вырабатывается в полусонном, расслабленном состоянии. Недаром при кормлении маму часто тянет в сон.
Существуют и мнения психологов о том, что совместный сон вреден . В первую очередь - это мнение психоаналитиков.
Но это скорее теоретические рассуждения.
Кроме того, некоторые врачи считают, что совместный сон - это негигиенично. Однако, все врачи сходятся, что соблюдение полной стерильности вредно для ребенка. А микрофлора матери - самое естественное для него. Совместный сон рекомендован и ВОЗ.
Малыш успокаивается от маминого дыхания, от ее тепла. Чувствует себя в безопасности.
Можно, если вам не подходит спать с малышом в одной кровати, поставить его кроватку рядом с родительской, и снять одну стенку, так что мама легко может не вставая погладить ребенка, если она заворочался, беспокоится. Может, не вставая, взять и покормить его.

Мой опыт, и опыт многих знакомых мам, говорит, что это в первую очередь - удобно. Я не высыпалась ночью только с первым ребенком, который спал в своей кроватке. Приходилось просыпаться, вставать к нему.

Поговорим теперь подробнее об органах чувств новорожденного.

Младенец может все, что воспринимает своими органами зрения, связывать воедино, упорядочивать и реагировать на это. Сразу после первого дыхания новорожденный ребенок начинает пользоваться своими органами чувств, чтобы познавать мир, в который он пришел. Новорожденный малыш не только использует навыки, полученные в утробе матери, за короткое время он быстро учится всему новому. У него есть огромные потенциальные возможности многое усваивать. Современные исследования дают ответ, что же именно видит и чувствует новорожденный ребенок сразу после рождения.

Зрение новорожденного ребенка.

Если новорожденный ребенок рождается в помещении с приглушенным светом, он широко открывает глаза и начинает оглядываться вокруг. Если новорожденный рождается в родильной комнате с ярким освещением, то плотно смыкает глаза: он делает так, чтобы не ослепнуть в первый момент. Сразу после рождения новорожденный ребенок ищет зрительный контакт с мамой. Эволюция предоставила младенцу идеальное зрение для выживания. Лучше новорожденный ребенок видит на расстоянии 20см. Он может в пределах 20-30см сосредоточивать зрение на любом объекте.

С точки зрения выживания, таким объектом является его мать и еда, а все остальное на этой стадии развития может лишь привести новорожденного ребенка к панике. Поэтому острота зрения у новорожденного ребенка на расстоянии еще в 20-30 раз слабее, чем у взрослого, а глаза еще не способны настраиваться на дальние и близкие объекты. Блаженное неведенье новорожденного малыша позволяет ему оставаться спокойным и одновременно идеально восприимчивым к сигнала, поступающего от его защитницы. Ребенок пока не воспринимает детали.

Привлекают новорожденного ребенка лица - большой круг, на котором есть два маленьких круга и горизонтальная и вертикальная полосы носа и рта. Ему нравится все, что движется и излучает эмоции. Вы можете заметить, что движения обоих глаз еще недостаточно скоординированы, однако, это не косоглазие. Диагноз косоглазия у ребенка устанавливается до третьего месяца жизни, когда зрительный нерв почти полностью сформирован. В этот период новорожденный ребенок может лучше приводить взгляд на окружающие предметы, более четко их видеть, дольше на них сосредоточиваться. Предметы, которые двигаются, он будет провожать глазами. Новорожденного все больше начинает интересовать окружающее. Примерно с 6 месяцев он начинает различать лица других людей, кроме мамы и папы. Одновременно включается реакция беспокойства и тревоги на незнакомый раздражитель. Хотя полностью зрение формируется лишь до 4 лет, до года большинство взрослых реакций на внешний зрительный раздражитель уже сформирован. Годовалый ребенок уже вполне визуально адаптирован.

При этом, младенец настроен на восприятие эмоциональной информации . Показано, что если предлагать различные зрительные стимулы, то ребенок предпочтет куклу, а не погремушку, а между куклой и живым человеческим лицом выберет лицо.

Слух новорожденного ребенка.

Слух новорожденного ребенка также натренированный еще с внутриутробной жизни. Там новорожденный слышал биение сердца матери, пуповины, различные звуки извне. Хотя слуховой нерв полностью развивается лишь к концу первого года, у новорожденного ребенка ярко выражена способность слышать с периода новорожденности. Он сразу отличает знакомые голоса от чужих.

Больше слух новорожденного ребенка настроен на голос мамы, и это неудивительно, ведь он привык уже к ее голосу. Сразу после рождения и на протяжении еще нескольких дней внутреннее ухо новорожденного ребенка заполнено жидкостью, смягчая восприятие невероятного количества разнообразных звуков, которые обрушиваются на новорожденного ребенка после появления на свет.

Ребенок поворачивает голову в направлении, откуда доносится звук. Установлено, что новорожденному ребенку больше нравятся высокие частоты, чем басы. Многие взрослые люди инстинктивно изменяют тембр голоса на более высокий при разговоре с ребенком, ведь такой голос ему нравится больше. Мама, разговаривая с ребенком, воркуя над ним, делает ему неоценимую услугу.

У человека слух в прямом сочетании с уникальной функцией, которой не владеет более никакое существо на Земле, - способностью к понятию языка. Способность новорожденного к восприятию и различию звуков идеальна. Начиная со стадии полового созревания, эта способность начинает угасать. Ирония заключается в том, что до того момента, когда человек сможет воспользоваться дорогой стереосистемой, он уже не сумеет ее по-настоящему оценить.

Понятно, поэтому, что в первое время самыми лучшими звуками для малыша будут спокойные голоса родных, к звучанию которых он уже привык.

Органы обоняния новорожденного ребенка.
В мире взрослых зрение безраздельно господствует над обонянием, однако, в жизни новорожденного ребенка его нос играет очень важную роль. Новорожденный ребенок сразу после рождения различает запахи, он сразу узнает свою мать по специфическому запаху ее кожи. Новорожденный различает запах молока. Привлеченный запахом молока, новорожденный ребенок сразу стремится сосать грудь. По запаху он может отличить свою маму от другой женщины. Удивительно, но и мать может по запаху узнать своего ребенка без каких-либо других подсказок. Из всех чувств запах и вкус для новорожденного ребенка играют важнейшую роль. Новорожденный ребенок накладывает свой запах на материнскую грудь, на свои игрушки и пеленки.

Вкус.

В лоне матери новорожденный ребенок уже различал вкус. Во рту у новорожденного на тысячу больше вкусовых рецепторов, чем у взрослого человека, некоторые из них находятся даже за щеками. Все они направлены только на одно - на восприятие материнского молока.

Многочисленные проведенные эксперименты с подслащиванием и подсоливанием околоплодной жидкости показывают, что ребенку разнообразные вкусовые ощущения были неравнодушны. Существуют четыре основных вкуса: сладкое, кислое, соленое и горькое, которые в сочетании дают всю ту гамму вкусовых ощущений, которыми наслаждаемся мы, взрослые. Но у новорожденного ребенка работает другая динамика.

Раствор сахара вызывает сильный сосательный рефлекс, а раствор соли - совершенно иную реакцию. Эти механизмы обеспечивают ребенку соблюдение строгой молочной диеты. Не случайно взрослые в момент сильного душевного волнения ищут успокоение в чашке сладкого чая или горячего шоколада, так они регрессируют в состояние детства. Вкусовые пристрастия, по мнению ученых, формируются еще с периода внутриутробной жизни. Если во время беременности Вы употребляли чеснок, лук или пряности, Вы можете использовать их и во время грудного вскармливания. Хотя молоко будет иметь запах этих веществ, новорожденный ребенок будет с аппетитом потреблять то, к чему он привыкла.

Чувство прикосновения новорожденного ребенка.

С помощью прикосновения младенцы могут чувствовать тепло, холод и боль. Это тоже развито со времени пребывания в утробе матери. Интенсивный телесный контакт, поглаживание, ношение на руках особенно важны в начале потому, что способствуют лучшему здоровому развитию новорожденного ребенка и является необходимым компонентом для развития органов чувств.

Они также способствуют образованию определенных гормонов, влияющих на рост и умственное развитие ребенка. Поэтому то, что маленький ребенок просится на руки - не прихоть, а жизненно важная для нее необходимость. Новорожденный ребенок начинает исследовать мир с помощью рта. Тактильное ощущение в этот период жизни сильнее всего проявляется на губах и языке. Позже ребенок использует кончики пальцев, которыми он затрагивает людей и предметы для их чувства и узнавания.

Способность мыслить новорожденного ребенка .

Часто спрашивают, умный ли новорожденный ребенок. Строго говоря - нет. Ум - это способность сопоставлять возникшие проблемы с опытом прошлого. Младенец слишком мало жил в этом мире, чтобы иметь любой опыт прошлого. Однако у него есть способности к обучению. Как губка, новорожденный собирает впечатления, поступающие к нему от всех органов чувств. Мозг здорового ребенка к моменту начала ходьбы буквально начинен впечатлениями. У нас нет уверенности, что скучное детство ведет к отставанию в развитии, но стоит ли рисковать.

Развитие органов восприятия новорожденного ребенка.
Для правильного развития необходимо раздражение органов чувств: игрушки, движущихся перед глазами ребенка, песенка, что поет мама, прикосновения, забавы с ребенком, массаж, гимнастика, ношение на руках так же жизненно необходимы, как и кормления. Это эмоциональная пища для полноценного развития ребенка. Ребенок нуждается в информации.

Сытый и здоровый ребенок в отсутствии внешних стимулов может начать плакать. Было проведено множество опытов, которые показали, что без разнообразных впечатлений животные вырастают глупыми, плохо способными к обучению. Разнообразная же стимулирующая внешняя среда, - игрушки, много пространства, общение со сверстниками - дает развернуться заложенным способностям. Но в то же время, ребенка не нужно перевозбуждать.

На избыток раздражения он реагирует верчением головы, гримасами, недовольством и плачем. Если после длительного общения и игры у ребенка появляются эти реакции, значит, ему нужен отдых и сон.

Хочу предложить вам представить себе, что Вы легли спать , а перед Вами висит яркий предмет, прямо пред лицом. Или изголовье кровати раскрашено яркими черно-белыми узорами. Уютно ли вам будет? Спокойно ли?

Поэтому, мне кажется, что подвешивать игрушки перед малышом можно ненадолго, не слишком ярких и кричащих цветов, следить за его реакцией на них.

То же самое относится к музыкальным игрушкам. Лучший звук для младенца - мамин голос, ее пение. Даже если у мамы нет слуха и голоса, для развития слуха ребенка ее пение дает больше всего. Мама неосознанно подстроит свое пение к состоянию малыша - споет потише и помедленнее, когда он устал, более весело, громко, когда малыш добрый и хочет активной жизни. Мам поет именно своему ребенку, а заводная игрушка или музыкальная запись играет всем и никому.
Утверждение, что для правильного развития грудным детям необходимы специально продуманные игрушки - слишком категорично . Прежде всего, дети осваивают и играют с пальчиками на руках и ногах, пробуют перевернуться, ощупывают и проверяют на вкус простыню и одеяло, дергают за рукава одежды.
Когда мама или папа берут ребенка на руки, жизнь его становится необычайно богатой. Ведь можно подергать за волосы или сунуть палец в родительский нос, а чего стоит смешное круглое отверстие, полное твердых, блестящих белых предметов, оно то открывается, то закрывается, оттуда веет ветерком, и доносится множество странных, забавных звуков!

Есть глаза, которые открываются и закрываются, движутся, есть руки, которые держат то тут то там, ласкают, похлопывают…

Кроме того, этот человек постоянно меняет одежду, пуговицы, браслеты, шарфик - всегда что-то новое.

Только когда малыш находится в стерильных условиях, ему нужны для развлечения подвесные игрушки.

Однако нам хочется дать малышу игрушку . Детская индустрия предлагает массу вариантов. Не все они подходят ребенку, как мы уже обсудили. Я предлагаю сейчас сделать игрушку самим - она будет предназначена именно вашему малышу, нести мамино тепло. Давайте вспомним, с чем играли дети раньше, и попробуем что-нибудь сделать своими руками.

C давних пор первыми игрушками малышей были погремушки, правда, изготовлены они были из природных материалов: бересты, лозы, дерева, кости.

В Древней Руси считалось, что совсем маленькому человечку необходимы неброские, негромкие игрушки. Так в первые месяцы малышей забавляли так называемыми шаркунками или шуршунками - погремушками из бересты или лозы. Ребенок подрастал - и у него появлялись другие игрушки из дерева, кости, ниток, лоскутков. В отличие от покупных игрушек, изделия из природных материалов чрезвычайно интересны для исследования, и приятны для детских ладошек. Подобные самодельные игрушки незаменимы как по фактуре, так и по своей сути: не являясь строго функциональными, они пробуждают фантазию, развивают и поддерживают в малыше умение играть.

Какие же игрушки можно предложить малышу в течение первых полутора-двух месяцев жизни ? В первый месяц после рождения малыш адаптируется в новом для него мире. Из игрушек для него сейчас лучше всего подойдет самодельный мобиль, а также игрушки-погремушки самых простых форм, интересной фактуры, которые можно было бы вкладывать в маленькую ручку.

Начнем с мобиля . В магазинах вы можете купить вращающиеся мобили, крепящиеся к бортику кроватки. Эти подвески равномерно вращаются и исполняют какую-нибудь мелодию. Самодельные мобили вызывают гораздо больший интерес у малышей. Такие подвески приходят в движение от малейшего колебания воздуха, а игрушки на них можно менять.

Сделать такой мобиль можно из легких реечек (например, пластиковых или деревянных линеек) или пялец для вышивания, которые нужно обшить неяркой тканью. К такому каркасу на липучках прикрепляются 3-5 полосочек из той же ткани, на которые вешаются любые выбранные вами предметы, которые должны быть легкими, небьющимися и достаточно яркими. Этими предметами могут быть погремушки, ленточки, бантики, бубенчики или колокольчики, самодельные игрушки из папиросной бумаги, помпончики из ниток и так далее. Очень красиво смотрится мобиль, к которому подвешены проглаженные осенние листья. Позже, когда малыш подрастает, чтобы проживать с ним вместе ритм года, можно подвешивать к мобилю что-то, что напоминает о том, что сейчас за окном, о сезонных праздниках. Осенью это могут быть веточки рябины, «носики» клена, листья, шишки, колоски. Зимой на мобиле появляются бумажные снежинки, звездочки из соломы, из золотой бумаги, может быть, бумажные фигурки ангелов, еловые веточки, высушенные кружочки-ломтики мандаринов или лимонов, позолоченные шишки, и т.д. Весной - бабочки из креповой бумаги, цветы, веточки вербы с пушистыми почками. Можно сделать пахучий мобиль - подвесить палочки корицы, кусочки мандариновой кожуры, звездочки бадьяна, засушенный цветы. Здесь есть безграничный простор для вашей фантазии.

Лекции Екатерины Бурмистровой "Первый год жизни ребенка", 2002-2005 гг.

Жизнь естественным образом зарождается в утробе матери. Эта простая истина известна всем, если упустить достижения науки и технологий, как бы инновационно это не звучало. Приставка «in» в латинском «novatio» означает «в направлении изменений». Само понятие «инновация», возникшее в XIX веке, получило новое применение в начале XX века в результате исследований в сфере экономических отношений.

Нужны ли какие-либо изменения и инновации в отношениях между мужчиной и женщиной при рождении их ребенка - вопрос широко обсуждаемый и все более спорный. Но самой главной задачей будущих родителей всегда было и остается создание наилучших условий для того, чтобы рождающемуся человечку всегда было хорошо. Поэтому они вместе со всеми, кто их окружает, часто задают себе вопрос – что чувствует ребенок в утробе матери.

Зарождение жизни

В начале разговора об этом сразу хотелось бы заметить, что применять медицинские термины «плод» или «эмбрион» не очень хочется. Вряд ли будущая мамочка размышляет о том, что у нее внутри соединяются и растут какие-то клетки, она всегда думает о своем ребенке.


Жизнь малыша, как чаще всего принято считать, начинается с момента его появления на свет. Поздравления с его первым Днем рождения он принимает через 12 месяцев. Но в действительности, как считают, к примеру, в Китае, на этот момент он прожил уже 21 месяц. 9 месяцев в утробе матери – это тоже его жизнь. К такому мнению присоединяются и эмбриологи, гинекологи, психологи и, конечно, родители ребенка. Чего только стоят эмоции мамы от толчков малыша в ее животе! Она никак не может назвать скоплением неких клеток то крошечное создание, которое уже четыре недели спустя после зачатия являет собой организм с маленьким, самостоятельно бьющимся сердечком.

Я маленький человечек!

Двенадцать недель спустя у малыша в утробе матери уже есть крохотные ручки с осязательными клетками на кончике каждого пальчика, а черты лица становятся индивидуальными. Малыш с этого времени способен выразить всю палитру человеческих чувств на своем трогательном смышленом личике. Особенно хорошо это можно наблюдать у младенцев, родившихся преждевременно (на 25-й неделе). Они стонут и морщат лобик при их обследовании, но получают удовольствие на груди у матери, что сопровождается их улыбкой. Любое соприкосновение с телом мамы – это поиск защиты. В тревожных ситуациях малыш прислоняется головкой даже к кроватке - это напоминает ему привычную обстановку в утробе матери, где его окружали материнские тазобедренные кости.


Обратите внимание! Очень важны прикосновения и поглаживание живота беременной женщины, в том числе, если это исходит от отца ребенка.

Матка женщины – то самое защитное убежище, в котором малыш ощущает наибольшую связь с матерью, когда он участвует в ее жизни, в то же время, не находясь в изоляции от окружающего мира. Малыш реагирует на происходящее вокруг мамы, чувствует ее настроение, слышит разные шумы при работе всех органов ее тела – сердца, желудка, кишечника, пульсации кровеносных сосудов. Замечено, что процедура УЗИ не очень приятна младенцу в утробе, поэтому ее проводят обязательно согласно плану.


Звуки играют особую роль в развитии малыша. Чтобы понять, как он воспринимает звуки в утробе, нам достаточно окунуться с головой под воду. В таком приглушенном виде и воспринимаются им любые звуки. На 25-й неделе органы слуха ребенка уже полноценно развиты.

Обратите внимание! Очень важно уделять внимание общению с ребенком в форме тихой и эмоционально положительной беседы. Сказки и колыбельные песенки ребенок воспринимает уже в материнской утробе.

Такое общение для женщины всегда увлекательное и захватывающее. Мамочка задает себе вопросы – слышит ли ее малыш, понимает ли ее беспокойства и тревоги, ее усталость? Как сделать, чтобы ему было комфортно?


Дискомфорт ребенок испытывает при громкой музыке, особенно тяжелом роке, который сопровождается частыми шумными ударами. Он активно реагирует на ссоры родителей, на резкие движения тела матери, на громкий звонок мобильного телефона, на длительную работу миксера, на громкий удар дверцы автомобиля, на слезы матери. Агрессия между родителями наносит больший вред еще нерожденному малышу, чем алкоголь или курение, и часто приводит к выкидышу.

Обратите внимание! Младенец любит классическую, спокойную музыку, на более поздних сроках беременности матери хорошо воспринимает низкую тональность разговора отца.

Формирование личности


В утробе матери младенец уже проявляет эмоции, активно реагирует на все происходящее вокруг него, особенно на настроение мамы. Поэтому она должна размышлять только о позитивном и заниматься только приятными делами, не забывая о физических упражнениях. Существует мнение о том, что будущее психическое развитие ребенка зависит от нервозности и стресса матери во время беременности. Тем не менее, немецкие ученые поспешили всех успокоить, опровергнув эту точку зрения. Дело в том, что младенец лишь на короткие периоды времени (мгновенно) реагирует на события, затем быстро переключает свое внимание и забывает о предыдущем.

Обратите внимание! Влияние на будущую психику ребенка оказывает только длительный стресс беременной матери. Материнское неприятие нежеланного ребенка приводит к нелюбви младенца к самому себе, а, значит, ребенок с трудом адаптируется в обществе.

Хочу кушать!

Младенец в утробе безмолвно сообщает о том, что проголодался, различными шевелениями и толчками. Его питание происходит через плаценту, куда поступают питательные вещества от продуктов, потребленных мамой. Околоплодная жидкость становиться горьковатой от крепкого чая, никотина сигарет, острых пищевых приправ и специй. Поэтому крайне важно, чем питается беременная женщина. Если мамочка взволнована или испугана, происходит зажим в ее теле, а, значит, плацента недополучает необходимое питание и кислород.

Любовь и защищенность, сытость и покой – вот те составляющие успешности маленького человека. Пожелаем ему приятного аппетита на радость всем.

Видео

Узнайте, как происходит внутриутробное развитие малыша:

В медицине принято делить беременность на триместры :
1-й триместр - с 1-го по 3-й месяц беременности, в этот период у ребенка развиваются органы и структуры тела;
2-й триместр - с 3-го по 6-й месяц, формируются сердце, легкие и головной мозг до уровня, необходимого для выживания;
3-й триместр - с 6-го по 9-й месяц, происходит подготовка к работе всех систем и органов, то есть адаптация малыша.

Все люди знают, что ребенок в животе связан с мамой пуповиной, через которое получает необходимое ему питание. Беременной женщине все советуют хорошо питаться и быть спокойной, испытывая исключительно положительные эмоции. И это совершенно правильно, ведь беременность это гормональный процесс, а все эмоциональные реакции человека связаны с гормонами. При стрессах и испугах у каждого человека в организме вырабатывается адреналин, который возбуждает нервную систему, а у беременной и нервную систему ребенка в утробе матери. При сильном стрессе огромные дозы адреналина могут привести к постоянной необходимости его получать, отсюда и рождение неспокойных возбудимых детей, которые плохо спят и едят, принося большие беспокойства родителям. Многих пап интересует вопрос, а чувствует ли ребенок что-нибудь в утробе матери и слышит ли он его речь? К концу шестого месяца или в начале третьего триместра беременности женщины малыш начинает реагировать на звуки.

К концу этого месяца вес ребенка составляет от 700 до 750 гр., а рост его всего 30 см. В это время формируются ногти на руках и веки, волосы на голове у ребенка становятся гуще, оформляются контуры лица. Также у ребенка раскрываются ноздри и начинают формироваться альвеолярные мешочки легких. Ученые пришли к выводу, что начиная с этого периода, тесное общение с родителями для ребенка очень важно. Ребенок в животе должен чувствовать прикосновение родителей через животик и слышать их голос.

Современные исследования американских ученых показали , что начиная уже с четвертого месяца беременности, ребенок в утробе матери чувствует, слышит и по-своему понимает, что происходит. Вот какие интересные факты обнаружили ученые в процессе исследований:

1. Ребенок дублирует действия и настроение матери . Он дремлет тогда, когда мать спит и пробуждается вместе с ней. Когда мать спокойна, то и ребенок ведет себя спокойно.

2. Ребенок реагирует на свет . Происходит это к концу шестого - началу седьмого месяца. Несмотря на то, что зрение почти не востребовано до рождения, в матке ребёнок видит свет. Если лампу направить на живот матери, то ребенок стремиться к бегству. Он смыкает веки и переворачивается в животе.

3. Ребенок запоминает слова и целые выражения . Он слышит звук маминого голоса и отличает его от остальных звуков. Если папа часто разговаривает с ребенком через животик, то звук его голоса он хорошо запоминает и сразу узнает после рождения. Американские ученые приводят такой факт: беременная женщина посещала курсы будущих матерей и делала гимнастику под команду "вдох-выдох", спустя два года после рождения дочери она была сильно удивлена, услышав, как дочь повторяет ту же команду: "вдох-выдох".

4. Ребенок слушает , как разговаривают родители и реагируют на интонацию их голоса. Когда к нему обращается отец или мать, он успокаиваются, ритм его сердца ровный и спокойный. Ссоры родителей заставляют сердце ребенка сильно биться. Если родители оптимисты, то и ребенок наследуют уже в утробе эти качества характера.

5. Ребенок обладает чувством вкуса и любит сладкое . Ученые установили, что после введения глюкозы в околоплодные воды у ребенка усиливаются глотательные движения, а впрыскивание йода замедляет их. От неприятного вкуса йода ребенок кривится от отвращения.

6. Ребенок реагирует на внешние раздражители . Он двигает головкой, если животик мамы погладить рукой. А если на живот матери полить холодную воду он бьет ножками, выражая свое недовольство и гнев.
7. Ребенок слышит музыку . Оказалось, дети в утробе не любят рок и им очень нравится классическая музыка. Спокойная музыка Бетховена и Вивальди усыпляет их.

8. Ребенок ненавидит курение . Ребенку не нравиться даже то, когда мама думает о курении. Его сердце начинает учащенно биться уже тогда, когда мама думает о том, не затянуться ли ей очередной сигаретой.
9. Уже двухмесячный ребенок в утробе матери реагирует на физические травмы матери . Если мать нечаянно удариться животом, то ребенок как бы прячется, ища спасения.

Вернуться в оглавление раздела " "

Что чувствует ребенок в утробе матери, когда она плачет

Все мамочки, как после, так и до рождения своей крохи, беспокоятся за их здоровье и самочувствие, благополучие и настроение. Беременным женщинам ни в коем случае нельзя расстраиваться, но некоторые внешние обстоятельства, гормональные сбои и перемены в настроении, сказываются на моральном благосостоянии матери. Поэтому вопрос, что чувствует ребёнок в утробе матери, когда она плачет, возникает часто.

Малыш тесно связан со своей мамой и до и после рождения. Чувствует её настроение и его перепады, реагирует на них, сочувствует и сопереживает неприятностям. Начиная с 29-ой недели беременности, у ребенка развиты уже все органы чувств, он чувствует запахи и вкус, осязает окружающее его пространство и даже различает изменение освещения. Поэтому не стоит расстраиваться и плакать во время беременности. На будущем благосостоянии вашего малыша, скажется ваше поведение во время беременности. Стоит быть аккуратней со своим эмоциями, оградить себя от нервных потрясений и стрессов.

Существует множество книг о беременности, родах и новорождённых. Их пишут квалифицированные медики: психологи и педиатры. Доверят им конечно можно, но нельзя упускать и наличие индивидуальных показателяй матери и плода. И так, многие специалисты утверждают, что моральная связь матери и ребёнка, очень плотная и тесная. Но помимо эмоциональной связи, есть и физическая. Когда мать радуется, в её кровь происходит «впрыск» гормона – эндорфина, а соответственно, он происходит и в кровь малыша в утробе, у него повышается настроение. Дети в животе у мамы, так же умеют радоваться и улыбаться, как и мама.

К сожалению, не только радостные эмоции чувствует кроха в утробе, грусть и стресс, так же. Когда мать испытывает стресс, у неё нет настроения, что-то её угнетает, происходит поступление гормона кортизола, либо кортизона. В кровь ребёнка эти гормоны так же поступают от матери, соответственно мамочка, сама того не желая, передаёт своё плохое настроение ещё не рождённому крохе. А тот может грустить и плакать, что научно доказано.

Нервное потрясение ребёнок так же может получить от мамы. Когда ей страшно, в кровь происходит поступление адреналина, в кровь ребёнка он тоже поступает. Малыш начинает нервничать и бояться, мучается и бьётся. Такие стрессы всегда откладываются в подсознании, и влияют на моральное самочувствие и психику крохи.

Обидеть малыша можно и в утробе. Даже если мама немного расстроена, на малыша это непосредственно влияет. Как и влияет то, что она рассказывает, поёт, даёт слушать. Ребёнок чувствует не только заботу и любовь, но и разочарование и негатив. Поэтому когда мама плачет, малыш плачет с ней. Малыш реагирует на тон голоса, движения и даже дыхание. Стоит быть предельно аккуратными с тем, что говоришь и слушаешь, на что смотришь и даже о чем думаешь во время беременности. Малейший перепад сказывается на характере и поведении ребёнка в будущем. Стоит приобрести настольную книгу со сказками, и ограничить все фильмы, вызывающие плохое настроение, страх и слёзы.

Чтобы вырастить весёлого и счастливого малыша, нужно контролировать свои эмоции. Не скрывать, а именно контролировать! Поэтому, дорогие мамочки, веселитесь и улыбайтесь, оградите себя от стрессов и неприятностей. Найдите способ порадовать себя, чтобы улучшить настроение, оберегите себя и ваше сокровище от негатива. И ваш малыш будет спокойным и радостным, будет радовать вас каждый день.

Как прекрасен период беременности для будущей мамы: ожидание и предвкушение встречи со своим самым дорогим человечком. Беременные женщины задумываются о том каков их малыш: черты лица, пол, похож ли на маму или на папу, но не всегда размышляют о том, что ребенок может что-то чувствовать и переживать, находясь в материнской утробе. Многообразие ощущений открывается для младенцев достаточно рано. Существует множество различных способов для исследований этих моментов.

Эмоциональная связь между ребенком и мамой

Специалисты, изучая мир младенцев, пришли к удивительным открытиям, которые дали толчок к познанию перинатальной психологии, как науки о психическом и педагогическом развитии детей внутриутробно. Исследование ученых показывает то, как малыш реагирует на эмоции и настроение мамы, а также окружающую ее обстановку.

Ребенок копирует деятельность и поведение матери. Если женщина спит, ребенок тоже засыпает и успокаивается. Если будущая мама занимается активными действиями, то и малыш дает о себе знать энергичными шевелениями. Особо кроха чувствует эмоции и состояние своей родительницы. Негативные переживания, мысли, радостные мгновения - все это малыш проецирует на себя. Обмен мировосприятием объясняется тем, что зарождаются гормоны, которые образовываются в организме при эмоциях женщины и поток этих гормонов передается малышу через пуповину. Поэтому ребенок чувствует все то же самое, что его мама.

Чувствует ли ребенок в животе у мамы прикосновения и боль

Нервная система малыша развивается очень рано. Уже к 7-ой неделе у крохи развита чувствительность кожи и появляется реакция на раздражители, то есть он способен почувствовать боль. Прикосновение к телу ребенка провоцирует его на ответную реакцию. Младенец с 15 недель может ощущать прикосновение к животу мамы. Пройдет немного времени и он научится отвечать на такой жест толчками.

Чувствует ли ребенок в животе у матери вкус пищи

У малыша развито осязание. Если мама питается сладковатой пищей, то околоплодные воды насыщаются сладким вкусом и ребенку это нравится - он с удовольствием глотает вкусную для него воду. И наоборот при употреблении мамы острой, соленой пищи, малыш кривится от неприятного вкуса.

Видит ли ребенок в утробе

Реакция на свет проявляется у детей к 6 - 7 месяцам. Ребенку не нравится, когда этот раздражающий фактор направлен на него - он инстинктивно отворачивается и пытается убежать.

Как ребенок в животе реагирует на курение мамы

Малыш остро реагирует на мысль мамы о том, чтобы покурить. От этого его сердечко бьется быстрыми темпами, вселяя тревогу: при курении у женщины сужаются сосуды, по которым ребенку перестает поступать кислород в достаточной степени.

Слышит ли ребенок в утробе матери: голос и музыка

Очень интересно, что к 5 - 6 месяцам ребенок слышит звуки и реагирует на них. Благодаря этому открытию, перинатальные психологи проводят тренинги с будущими мамами о том, как важно воспитание еще не родившихся детей. Существуют эксперименты о влиянии звуков на малышей. Например, при повышенной громкости сердце крохи начинает биться быстрее.

Самое поразительное - это то, что малыш может запоминать звуки, и после рождения реагировать на них также, как и внутриутробно. К примеру, если спокойная музыка, колыбельная собственного исполнения мамы усыпляет еще не родившегося младенца, то и после рождения воздействие этих факторов могут быть такими же. Соответственно малыш запоминает голоса родных, которые все время окружают его маму. Если папа, братик или сестренка общаются с “животиком”, то кроха может запомнить голос и фразы. После рождения он сразу узнает их, когда услышит.

Как общаться с ребенком в утробе матери

Ваша любовь к малышу началась с хороших новостей о беременности и она росла с каждой секундой. Точно также крепнет и эмоциональная связь между вами. С 24 недели малыш начинает осознанно реагировать на внешние раздражители, и вы можете чувствовать толчки ребенка. Именно в это время появляются бесценные воспоминания и начинается взаимное общение между вами.

Способов для общения с малышом до рождения много. Самые простые - это разговаривать с ребенком: произносить нежные слова, называть его по имени, чтобы маленький привык к голосам близких. Говорить стоит о том, какие чувства любви вызывает этот комочек счастья и как вы ждете его появления на свет. Впрочем, маме говорить вслух совсем не обязательно - ее эмоциональный посыл кроха обязательно услышит. Папа может общаться с ребенком, положив руку на живот мамы, дождаться шевеление малыша и в этот момент сказать ему что-нибудь доброе и ласковое.

Можно включить музыку, которая нравится будущей матери. Очень благоприятно воздействуют песни в мамином исполнении, причем не важно какие у нее вокальные данные. Устраивайте ребенку сеанс спокойной классической музыки. Мамочке следует лечь - расслабиться и наслаждаться прослушиванием спокойной классики.

Малыши запоминают те мелодии, которые они слышали во время жизни в утробе. Если вы поставите эту же музыку послушать после рождения, то заметите как ваш малыш реагирует на нее. Вероятнее всего малютка начнет улыбаться и успокоится.

Что испытывает ребенок при родах

Современные ученые все глубже исследуют взаимосвязь матери и ребенка. Что же чувствует малыш во время родов? Специалисты, изучающие эту область, проводили много экспериментов: вводили людей в состояние глубокого гипноза для того, чтобы можно было заглянуть в прошлое на бессознательном уровне. Таким образом человек вспоминал, как он рождался. Затем эти факты сопоставляли с рассказами матери - совпадения оказывались стопроцентными. Перинатальные психологи утверждают, что все воспоминания, в том числе о родах остаются в нашей памяти.

Итак, что же рассказывают эти люди? Когда ребенок проходит по родовым путям, он чувствует страдание, страх и ужас. Это огромный опыт на всю человеческую жизнь. Объясняется это тем, что наша жизнь наполнена нелегкими препятствиями, мы испытываем боли и горести, переживаем неприятности. Таким образом наш опыт прохождения по родовым путям переносится на сложную взрослую жизнь. Ребенок, рождаясь испытывает огромные потрясения:

  • яркий свет
  • перепад температуры
  • прикосновение к коже
  • изменение запахов
  • преображение звуков

Но, самое страшное и неприятное, о чем люди рассказывали из эксперимента - это ужас первого вздоха. Когда человек совершает свой первый вздох - открываются легкие - это очень болезненный процесс. Испытуемые ощущали себя в это время между жизнью и смертью. Представьте себе какие ощущения испытывает ребенок, когда он рождается!

Что чувствует и воспринимает ребенок в первые часы после рождения

И вот ребенок родился. Акушерка протирает пеленкой, показывает маме и выкладывает малыша на живот. Перинатальные психологи советуют в это время, какие бы ни были трудные и сложные роды, как бы вы не устали, нужно обязательно с радостью встретить своего новорождённого человечка, ведь он прошел такой трудный путь и столько всего преодолел. Первая встреча ребенка с матерью очень важна и значима.

Когда ребенок родился, внимательно посмотрите в его глаза. Раньше считалось, что при рождении младенец ничего не видит или видит только в черно-белом цвете. Но на самом деле ребенок видит очень хорошо на расстоянии 30 сантиметров. Сразу после рождения, он будет внимательно вас рассматривать. Первое, что малыш будет делать - это искать ваши глаза. Ребенок плохо держит головку, но все же будет ее поднимать с усилием, глаза могут быть заплывшими, отечными, один глазик может быть совсем закрыт, но ребенок всеми путями будет пытаться искать ваши глаза.

После вашего контакта малыш опускает голову, обнимает ваш живот маленькими пальчиками и обхватывает ножками, будто не хочет, чтобы его забрали от мамы. Малыш с удовольствием слушает мамин голос, монотонные звуки его успокаивают, а ощущения тепла, которыми окутан ребенок в объятиях мамы, дают защиту и умиротворение.

После рождения старайтесь как можно больше носить малышей на руках и не слушайте тех, кто говорит о том, что это вредно и способствует приучению ребенка к рукам. На самом деле тепло материнского тела - это самое что ни на есть важное для детей общение и чувство защищенности.

Связь между матерью и ее ребенком действительно поразительна и удивительна:

  • Малыш реагирует на прикосновения мамы
  • При повреждении сердца матери стволовые клетки младенца мигрируют в поврежденный участок и восстанавливают его
  • Ребенок мужского пола оставляют свои клетки ДНК в мозгу у мамы, которые скорее всего защищают маму от болезни Альцгеймера
  • Антитела переносятся от мамы к ребенку через плаценту и грудное молоко и защищают малыша от смертельных болезней
  • После рождения малыша грудное молоко настраивается в зависимости от пола младенца


Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта